ГЛАВНАЯ  ПОЗИЦИЯ  О СЕБЕ ДВИЖЕНИЕ В ГОСДУМЕ ИНТЕРВЬЮ
ПОЛИТИКА  ФОТОАЛЬБОМ ГОСТЕВАЯ
ПОИСК:     
  написать письмо написать нам письмо Сегодня:  Добавить в избранное добавить сайт в избранное

ПОЗИЦИЯ

Из книги Андрея Похмелкина и Виктора Похмелкина
2010 год

             

 "ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ И ГОРИЗОНТ СВОБОДЫ: Очерки современной российской государственности"
 
 
Предисловие 
Для кого как, а для нас предисловие – сущее мучение. Казалось бы – кратко изложи, о чем написано и для кого написано. Ну, может быть,еще, кем написано, чтобы возможный читатель имел представление об авторах, с которыми ему вольно или невольно предстоит заочно общаться какое-то время. Вроде бы не сложно… Но как только начинаешь самому себе отвечать на эти три вопроса, неумолимо выясняется, что написано непонятно о чем, непонятно для кого, а уж кем написано лучше вообще не упоминать в такой ситуации.
Честно написанное предисловие – это безжалостная проверка автором состоятельности своей работы, соответствия широты замаха силе удара, поставленных задач достигнутым результатам. Отсюда и мучения: «А ну как вышло совсем не то, на что рассчитывал».

Но: честно, так уж честно…

 
Эта книга, как уже явствует из ее названия, о власти и свободе, о диалектике (извините за непопулярную сегодня терминологию) власти и свободы, но не в глобальном философском смысле, а в контексте конкретных российских реалий.
Эта книга о праве и политике. О российской политике и российской правовой системе. Об их взаимодействии, взаимопроникновении, взаимовлиянии.
Удивительно, но стык политики и права, взаимозависимость политического и правового режима практически оставлены без внимания отечественной наукой и публицистикой. Политологи озабочены «чистыми» проблемами так называемой публичной политики, правоведы скованы рамками нормативистского мышления, не выходящего за рамки столь же дистиллировано чистого юридического анализа.
Между тем, только на этом стыке можно понять правовую природу политического режима и наоборот – социально-политическую обусловленность правовой системы, сформировавшихся в России в последнее десятилетие.
Политика и власть, право и свобода. Они не случайно ставятся нами в один ряд. Власть есть квинтэссенция политики, ее ядро, ее стержень. Право – квинтэссенция свободы, ее внешнее выражение. Где нет свободы, там нет права, если, конечно, это Право, а не набор государственных велений, изложенных юридическим языком.
Впрочем, где нет свободы, там нет и власти. Власть без свободы – произвол и самодурство. В свою очередь, свобода без власти – хаос и все тот же произвол.
Власть и свобода – два полюса, взаимно отталкивающихся, но не способных существовать друг без друга. Политика – бегущий между ними ток. Право – реле-предохранитель, направляющий политические процессы, разумно ограничивающий и власть, и свободу, создавая между ними необходимый баланс.
Все это в идеале. А как, на наш взгляд, обстоит дело в современной российской действительности, мы попытались показать в предлагаемой книге.
Для кого написана книга? Надо признать, прежде всего – для самих себя. И не столько из-за потребности высказаться, сколько из желания разобраться и понять, в какой стране и в каком государстве мы живем. Если наша попытка заинтересует кого-то еще, будем только рады, независимо от того, разделяет ли он изложенные взгляды.
Наверное, из сказанного выше уже понятно, что книга написана юристами-либералами. Признаемся в этом не без некоторого смущения, поскольку сегодня постыдней, пожалуй, признание только в том, что ты атеист. И это при том, что все основные либеральные ценности вполне доходчиво изложены в соответствующем разделе Конституции Российской Федерации. Но когда это Конституция была для нас указом… Вот президентские указы – совсем другое дело.
 Надо было очень постараться последние двадцать лет, чтобы самая гуманистическая идеология превратилась в жупел, которым только что детей не пугают.
Герой романа одного молодого и талантливого автора говорит: «Либерализм для нашей страны – чума». Это что же должно было произойти с мозгами, чтобы считать чумой не океаны крови революции и братоубийственной войны, не миллионы жертв ГУЛАГа, а всего-навсего идеи свободы и права? Хотя, может быть, в чумной барак с такими идеями действительно лучше не соваться.
Конечно же, дело не в том, что либеральная идеология вольно или невольно была дискредитирована в последние десятилетия. «Гнилой либерализм» – выражение еще оттуда, из далекого девятнадцатого века, от бенкендорфов и аракчеевых, перекочевавшее в лексикон советских и постсоветских «охранителей».
Глубинная вековая ненависть к свободе и глубинный вековой страх перед ней. Ненависть власть предержащих и страх «власть претерпящих».
Между тем, «юрист-либерал» – это чистой воды тавтология. Юрист – настоящий юрист, а не просто человек с дипломом о высшем юридическом образовании – не может не быть либералом, даже если сам об этом не подозревает. Речь не о политических симпатиях и антипатиях, а о характере правового мышления и непреложных для него ценностей.
Либеральная идеология – чуть ли не единственная система взглядов и принципов, в которой Право – не способ, не средство, не орудие классовой борьбы, не политический инструмент, а самостоятельная социальная ценность, стоящая в иерархии ценностей наравне со свободой.
Книга написана юристами-государственниками, что никак не противоречит всему сказанному выше. Вопреки расхожему стереотипу либеральная идеология ни в коей мере не противоречит идее сильного государства. В исторически обозримом будущем государство останется единственной политико-правовой формой организации общества, в которой реализуются свободы и права личности.
Вопрос только в том, что понимать под сильным государством.
Как-то один из российских министров-долгожителей и одновременно сопредседатель «руководящей и направляющей» партии перед телекамерой предался ностальгическим воспоминаниям о том, как в былые советские времена они с друзьями собирались в гараже и под водочку отчаянно гордились родным государством: да, живем плохо, да, живем бедно, но зато, если что, наши танки за считанные часы дойдут до Парижа.
В связи с этими примечательными откровениями вспомнился мальчишка из нашего дворового детства, искренне гордившийся своим отцом, который истязал жену, издевался над детьми, пропивал домашние вещи, но зато любому в округе мог набить морду.
Так мы понимаем сильное государство?
Между тем, водораздел между «либералами» и «государственниками» проходит не по линии «сильное государство – слабое государство». Он лежит в иной плоскости: «человек для государстваили государство для человека», либо же, как в названии этой книги: «вертикаль власти – горизонты свободы».
Москва, март 2010 года.
 
Перейти к Очеркам:

 

 


«Российская газета» 19 ноября 2007
© ООД «ДАР» 2002—2008


SpyLOG
HotLog